?

Log in

No account? Create an account

Вещи, о которых мало кто имеет верное представление

Seminarist
Виталий Е. Ермолин, студент холодных вод seminarist
Previous Entry Share Next Entry
Дибиль Хузаи, знаменитый поэт арабский, рассказывает:
- Однажды утром пришел я с несколькими поэтами и учеными мужами к Саиду сыну Харуна. До самого полудня он не предлагал нам никакой еды, и от голода у нас уже стало темнеть в глазах, и чувствовали мы себя очень плохо. Наконец в полдень он кликнул своего старого раба и сказал ему:
- Нет ли у тебя чего-нибудь съестного? Если есть, то неси сюда.

Раб ушел и не появлялся, пока солнце не начало клониться к закату. Только тогда он принес грязную скатерть, разостлал ее неохотно и небрежно и бросил на нее засохшую лепешку, твердую, как кусок дерева. Потом он принес старую мису с выщербленными краями, полную горячей юшки, в которой лежал старый недоваренный петух.
Когда раб поставил мису на скатерть, Саид сын Харуна увидел, что петух без головы. И понурился Саид сын Харуна, и долго размышлял о чем-то. Потом он поднял глаза на своего раба и спросил его:
- Куда ты дел голову этого петуха?
- Выбросил, - ответил раб.

Тогда Саид сын Харуна обратился к нам и молвил:
- Я ему даже лапку петушью выбрасывать не дозволяю, не то что голову. Ведь известно, что петух без головы - плохая примета: если нет у петуха головы, значит, не будет удачи в самом главном у того, кто отведает такого петуха, ибо слово "главный" происходит от слова "голова". Кроме того, можно ли выбрасывать петушью голову, коль скоро обладает она многими достоинствами. Во-первых, та голова кукарекает и сим напоминает рабам Божиим, что пришло время рассветного намаза, а тех, кто спит, пробуждает, дабы поспели они к нему, а тем, кто сам поднимается к ночному намазу и к намазу рассветному, и творит сверх предписанных еще и ночное моленье, указывает она верный час. Во-вторых, есть на той голове гребень, подобный венцу падишахову, и гребнем этим петух среди всей птицы выделен и над нею возвеличен. В-третьих, есть в той голове два глаза, и столь они зорки, что может увидеть ими петух даже ангелов Божиих, и цвета они такого, что сравнивают с ними вино и говорят, когда темное оно и густое: "Вино цвета петушьих глаз". В-четвертых, есть в той голове мозг, и целебен он, коли почки болят или произошло в них воспаление. И нет костей слаще, чем косточки петушьего черепа.

Потом Саид сын Харуна обратился к рабу своему и сказал:
- И если ты выбросил эту голову потому, что думал, будто не стану я ее есть, сильно ты ошибся, ибо очень люблю я петушьи головы и особливо мозги. А если бы я есть не стал, жены бы мои съели или дети. А если бы они тоже не стали, так у меня гости с самого утра сидят и не ели ничего, уж они б непременно съели ту голову и еще бы спасибо сказали.

Тут Саид сын Харуна распалился гневом и принялся кричать:
- Ступай прочь и разыщи мне ту голову, куда б ты ее не выбросил, и неси сюда! И смотри у меня, коли не разыщешь; накажу тебя так, как ни разу еще не наказывал.
- Клянусь Богом, - сказал старый раб, - не знаю, куда я ее выбросил.
- Клянусь Богом, - ответил ему Саид сын Харуна, - я знаю, куда ты ее выбросил: в брюхо свое поганое ты ее выбросил.
- Клянусь Богом, - сказал старый раб, - что не съел я ее, и напрасно ты божился, будто знаешь, что я ее съел: солгал ты в клятве своей.

Услышав такие слова, Саид сын Харуна пришел в совершенную ярость и вскочил и вцепился в раба и захотел повалить его. Раб тоже вцепился в него, и началась между ними драка, и Саид сын Харуна задел ногой мису, и она опрокинулась. И когда миса опрокинулась, вся юшка вылилась на грязную скатерть, а безголовый петух вывалился на пол. И выскочила невесть откуда кошка и схватила петуха и убежала.

И мы все поднялись и ушли, оставив Саида сына Харуна дерущимся со своим рабом.

Али Сафи, "Занимательные рассказы о разных людях" (1533), гл. 11

Забавное там рабство было. Раб своего хозяина, чуть ли не на хер посылает.

Вот старая выписка как раз на эту тему:


Какая инересная у них была социальная жизнь. А этот Дибиль был суфием?

Об этом автор умалчивает.

Только что сообразил - ведь суфии были вроде дервишей, и могли, возможно, к этому несчастному ввалиться без приглашения. То есть, возможно, это рассказ не о скупости, а о хитрости.

Это рассказ о терпении с обеих сторон.

Вот кем он был: http://umbloo.livejournal.com/32554.html . Судя по жанру истории и неравнодушию к петухам, это он же.

Edited at 2014-05-01 08:24 pm (UTC)

Какой матерый человечище! :))

Значит, эта история не о скупости, не о хитрости и не о терпении: это история о злословии.

Обо всём вместе, пожалуй.

А где мораль? Или еще какое-нибудь поучение?

А нету. На этом история кончается.

Мораль: умный человек и в миске с петухом найдет высокую философию. :)

Это точно.

Дибиль Хузаи, знаменитый поэт арабский, рассказывает:

User berlong referenced to your post from Дибиль Хузаи, знаменитый поэт арабский, рассказывает: saying: [...] Оригинал взят у в Дибиль Хузаи, знаменитый поэт арабский, рассказывает: [...]