?

Log in

No account? Create an account

Вещи, о которых мало кто имеет верное представление

Seminarist
Виталий Е. Ермолин, студент холодных вод seminarist
Previous Entry Share Next Entry
Саван
А когда, в какую эпоху мертвецов стали одевать вместо белого савана - в обыкновенное платье?

Саван, открывай, пиджак пришёл!

In the UK, the woollen burial act was repealed in 1814, but people still used linen. Perhaps grave clothes became common after the 1850s, when formalin embalming was invented.

В советскую? Мой прадед был портным, ещё сам себе шил.

Что сам себе шил - саван?!

Не может быть, чтобы в советскую. Только что читал в ленте у кого-то описание, как вскрывали гроб Гоголя. Он в гробу лежал в сюртуке.

Ну да, белый. Сшил при жизни ещё. Может, пережитки прошлого. Он в глуши жил, на Урале.

Хм. Занятно.

в латвийском музее (на открытом воздухе) показывали домовину, сколоченную хозяином. поскольку "все там будем, а качество определяешь ты"

в литовском городке, где мы часто живали летом в конце 80-х, на местном кладбище уже стояло надгробье одной из наших знакомых (тамошних русских, из старообрядцев). Все честь по чести, с портретом, только для даты смерти оставлено место.

на здешнем (дулутском) кладбище такое чуть ли не правило. типа, народ (пока) гуляет!

Вот так делаешь себе, делаешь - а тебя в канаву, а твою непосильным трудом нажитую домовину - в музей.

причем даже (и особливо!) если ты какой фараон тутанхамонистый!

Но фараон-то успел попользоваться! А тут, как я понимаю, в чистом виде подпёрли.

Лет пятнадцать тому назад покупали в магазине белый ситец. Продавщица сказала: его обычно покупают очень старые старушки; спросишь, зачем, - никогда не отвечают.

Моя бабушка сама себе связала чепчик ажурный и сшила какую-то рубашку, в которой ее и хоронили.

Корректнее наверное спрашивать о времени по странам/народам/религиям - у всех ведь история по-разному шла и идет. Иудеи, например, до сих пор хоронят в саване (тахрихин).

Хорошо, Европа, включая Россию, христианские похороны. Вот даже уже у Пушкина гробовщику являются покойники одетые "благопристойно: покойницы в чепцах и лентах, мертвецы чиновные в мундирах, но с бородами небритыми, купцы в праздничных кафтанах..." - не исключая даже самого первого, похороненного в 1799 году.

В Росси тоже было не так однородно. До крещения Руси хоронили в саване, с принятием христианства покойников начали одевать. Но как и всякий новый обычай, это прижилось не сразу. точную хронологию в голове не держу, помню только, что одевание началось с принятием христианства.

Да ну. Быть не может, чтобы так давно. Иначе бы и слова такого - саван - в русском языке не осталось.

Саван до сих пор принято класть по современной православной традиции, поверх одежды.

"...покойника облекают в одежды его земного служения, во свидетельство веры нашей в воскресение мертвых и будущий суд, на котором каждый из нас даст Богу ответ не только по долгу христианскому, но и ответит за вверенное ему на земле служение. Сверх обычной одежды на усопшего христианина полагается саван - белый покров, напоминающий о тех белых одеждах, в которые облекают младенца при крещении. Это свидетельствует, что умерший сохранил до конца жизни обеты, данные им при крещении...."

Я вот тоже это нашел, но точно ли это соблюдается?

Сейчас на более светских похоронах покойника чаще накрывают белым покрывалом, на более церковных - пеленой с отпечатанным крестом, ангелами и подобающими случаю словами.

Конечно, не всегда. В наше время традиции соблюдаются далеко не всеми. Но слово-то вполне употребимое. И в переносном смысле тоже - когда земля покрыта снегом, как белым саваном.

Переход к "одетым" покойникам историки обычно связывают с чисто материальным фактором: как одежда перешла в более affordable категорию, так в ней и стали хоронить. А до этого жмотили.

У меня нет конкретных фактов. Есть лишь предположение, что это одно из проявлений всеобщей секуляризации жизни, проникавших в старые устои и на обрядно-бытовом уровне.
А секуляризация в России - это процесс длительный и многоплановый.
Полагаю, как и всё остальное, эта перемена платья случилась не сразу и не повсеместно.

Любопытно, у Ивлина Во в "Незабвенной" (к сожалению, нету под рукой ни в оригинале, ни по-русски хотя бы) в эпизоде с экскурсией по "Шелестящему Долу" моргпроводница показывает фирменные саваны - там это костюмы, идея которых позаимствована у эстрадных трансформаторов (мгновенно переодевающихся комиков) - костюмы, разрезанные по всем задним швам, "апофеоз манишки"...

Edited at 2012-01-11 04:16 am (UTC)

Горожане и высшие сословия при Петре Первом, дабы выказать сословно-классовую принадлежность усопшего. Крестьяне и низшие сословия - при большевиках, после окончательного разрушения деревенского уклада и церкви.

У иудеев и сейчас в саване хоронят.

Смотря где. У Эдны Фербер (США) в 1910х еще возникают коммивояжеры, продающие саваны. С другой стороны, на диккенсовском форуме как раз недавно обсуждали, в чем похоронили Малютку Тима, и вспоминали, что саваны начали выходить из обихода ближе к началу ХХ века.