Виталий Е. Ермолин, студент холодных вод (seminarist) wrote,
Виталий Е. Ермолин, студент холодных вод
seminarist

Categories:

Высокоученый юзер pavel_begichev

написал очень интересный пост о хлыстах, в котором приводит два дореволюционных сектантских песнопения. Первое - натуральный Маяковский:

Злые косматые попы
Делают по дворам частые поборы;
Кто мало им подает
Зовут – духоборы.
(...)
Эти попы по дворам
Все двери протолкали;
Кто мало им подает
Тех зовут – молокане.

Интересно, мог ли Маяковский где-то слышать или читать эти стихи? В Грузии, где он вырос, были русские сектанты. А может, какой фольклорист опубликовал после первой революции, когда можно стало.

На людях мы кататься привыкши,
Китайцев таких называем "рикши".
В рабочих привыкли всаживать пули,
Рабочих таких называем "кули".

Второе же, записанное у хлыстов и опубликованное Мельниковым-Печерским, выглядит так ("На горах", кн. 1, глава 4):

Савишраи само,
Капиласта гандря,
Дараната шантра,
Сункара пируша,
Моя дева Луша.

Записана она, по словам Мельникова-Печерского, "в двадцатых годах в корабле людей божьих отставного полковника Александра Петровича Дубовицкого... Члены корабля думали, что это по-индийски". Надо сказать, правильно думали, ибо все слова там - санксритские (за переводом прошу в исходный пост Павла).

Мне стало любопытно, и я решил поискать в интернете полковника Дубовицкого. Нашел вот что:


"В 30-х годах ХIХ века хлыстовщиной увлеклись люди из так называемого петербургского "Духовного союза" – масонской оккультной организации, возглавляемой Елизаветой Татариновой. Это были дворяне из очень знатных родов. В частности, туда входил президент Академии художеств Оленин. Известно, что в доме у Оленина долго жил индусский брахман по имени Нам Джои Алан, который пришел пешком из Индии в Россию. Так что, возможно, мантра, которую пели зубчаниновские хлысты, имеет свои корни именно в лице этого брахмана, которая была очень тесно связана с хлыстами.
Входивший в "Духовный союз" полковник Дубовицкий, переселившийся в свое имение в Елецкий уезд, создал там общину хлыстов из своих крепостных крестьян. А основное переселение хлыстов в XIХ веке в Самарскую губернию шло как раз в основном оттуда – из Орловской и Тамбовской губерний. Любопытно, что похожую мантру описывает в своем романе "На горах" (о секте хлыстов) писатель Мельников-Печерский. Он работал в середине позапрошлого века в Нижегородской губернии, куда тоже шло переселение тех же самых хлыстов из тех же губерний. Он записал индусско-хлыстовскую мантру в своем романе в 70-е годы ХIХ века."

Сама статья по ссылке выглядит сомнительно: чтобы хлысты позвали на свои радения постороннего журналиста? Но происхождение "индийской песни" у хлыстов объясняет вполне. Как сказал бы Пачкуля Пестренький, ничего удивительного.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments