Виталий Е. Ермолин, студент холодных вод (seminarist) wrote,
Виталий Е. Ермолин, студент холодных вод
seminarist

Category:

"Если бы апостолы прочитали церковную историю..."

Не помню, что там дальше, но кажется, ничего хорошего не должно было выйти. И вообще церковная история традиционно считается сильным аргументом против Церкви. Однако нельзя забывать, что она избирательна, почти как уголовная хроника. Чтобы попасть в церковную историю, нужно сделаться либо еретиком, либо раскольником, либо коррупционером, либо гонителем - или уж пасть жертвой всех этих личностей, и то о тебе напишут петитом. Великие церковные вожди попадают в нее по должности, великие церковные учители - постольку, поскольку боролись с той или иной ересью.

Взять хоть Николая Чудотворца. Этот провинциальный архиерей из малозначительной епархии был настолько хороший, добрый и святой человек, что его именно за это помнят до сих пор по всему земному шару, и даже у неверующих его образ сохранился в виде рождественского деда. Но - о нем помнят только это, его житие - это список прижизненных и посмертных добрых дел. В церковной истории он появляется один-единственный раз: как делегат Вселенского Собора. Только имя в соборных списках позволяет говорить о нем, как об историческом лице, а не о солярном (или каком еще) мифе. И даже там он остался бы незамеченным, если бы в один прекрасный момент не вышел из себя и не закатил Арию оплеуху. Т.е. тот единственный раз, когда святой вспылил и повел себя некрасиво - сразу попал в церковные анналы. Если бы не народные сказания о его доброте, с фантастическим упорством циркулирующие вторую тысячу лет - эта пощечина была бы его единственным следом в истории Церкви.
Tags: сказал
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments