Вещи, о которых мало кто имеет верное представление

Seminarist
Виталий Е. Ермолин, студент холодных вод seminarist
Previous Entry Share Next Entry
В самом центре Рима, над Капитолийским холмом,

возвышается мемориал Виктора Эммануила II, первого короля объединенной Италии. Этот монумент известен также как Алтарь Отечества, Иль Витториано, Свадебный торт или Пишущая машинка. Ильф и Петров никогда не описывали его в своих произведениях, но он более, чем что либо другое в Риме, достоин их пера. Это шедевр головотяпства и гигантомании. Он непомерно велик. Капитолийский холм теряется у его подножья. Он виден с любой точки в Риме. Он далеко превышает размерами не только любой римский дворец или собор, но и любую из древнеримских бань. Помимо конной статуи Виктора Эммануила, он украшен не одной, а двумя бронзовыми квадригами: одну зовут Свобода, а другую - Единство. Откуда не взгляни - видишь бесконечные беломраморные колоннады, галереи и лестницы. Главная лестница имеет в ширину сто метров. Всякий, кто в первый раз увидит Иль Витториано, подумает: вот величественный дворец, в котором, должно быть, размещается всё итальянское правительство вместе с парламентом. Ничуть не бывало. Стоит любопытному туристу подняться по бесконечным лестницам и войти наконец внутрь - он увидит еще лестницы. Наконец, оказывается, что во всём дворце едва хватает места для туалета и маленького, микроскопического музейчика Объединения Италии. Всё прочее место занимают лестницы, колоннады и балконы. Ильфа и Петрова посетитель, впрочем, вспоминает еще при входе. Широчайшая, стометровая лестница белого мрамора перегорожена внизу прочной бронзовой решеткой. В решетке оставлена узенькая калиточка, у которой стоит сторож. Вся его работа заключается в том, чтобы говорить всем входящим: "Это национальным монумент - не сидеть!" И, конечно, его никто не слушается, потому что ступени широкие, удобные, вид с них открывается прелестный, а добраться до верху, не присев, не всякому атлету по плечу.

Впрочем, есть от него и польза. Несколько лет назад итальянцы, не зная, как еще приспособить Алтарь Отечества к делу, построили лифт на крышу. Теперь туда за плату пускают туристов. Панорама Рима, которую можно оттуда наблюдать, не имеет себе равных.

Они там выставки устраивают (не в музейчике, а как раз где-то "на лестницах"), мне на вангоговскую повезло попасть. Ещё на крыше милое кафе с чудесным видом на город и на Форум. В отличие от лифта, на крышу где кафе можно подняться бесплатно; и музей Рисорджименто бесплатный тоже (надеюсь, всё ещё).

Любимейшая моя панорама Рима открывается с купола ватиканского собора Сан-Пьетро, но туда на самый верх лифт не ходит, по ступенькам, по ступенькам.

Дело в том, что с Сан-Пьетро нельзя видеть Сан-Пьетро; а Алтарь Отечества можно.

Это аргумент Мопассана, кажется? Что он завтракает на Эйфелевой башне, потому что это единственное место в Париже, где ее не видно.

Лучшие панорамы открываются с Яникула и пл.Наполеоне: и С-Пьеро, и Алтарь являются такими доминантами, которые обязательно должны быть на панораме.

А где тута живот ложить?

Думаю, где-нибудь на крыше.

Я уже давно пришел к следующему выводу: все, что построено до примерно 40-х - 80-х годов - может прекрасно вписаться в нормальный европейский город. Будь это Эйфелева башня в Париже, дом Зингера в Ленинграде или это сооружение в Риме. Меня они нисколько не раздражают.

через сорок лет нормально впишутся здания 80х-2010х

Наверно, а вот 40-80-х - не впишутся

и даже Лахта-центр?

странно, но в 2003м многих римлян, с которыми довелось поговорить, этот циклоп сильно раздражал.
а в 2013м уже нет.

Ни разу не слышал итальянца, чтобы назвал монументальное сооружение свадебным тортом. Zuppa Inglese слышал не раз...

Вероятно, чей-то творческий перевод с итальянского.

Идея впихнуть в одно здание весь неоязыческий государствопоклоннический культ вполне разумна. Статуя Ромы с вечным огнем -- это более четкое и явное высказывание, чем вечные огни в других странах. Вот бы еще там же расстреливали и налоги собирали, тогда было бы совсем правильно.

Оттуда можно сбрасывать, вместо застроенной Тарпейской скалы.

?

Log in

No account? Create an account