Вещи, о которых мало кто имеет верное представление

Seminarist
Виталий Е. Ермолин, студент холодных вод seminarist
Previous Entry Share Next Entry
В ватиканской Пинакотеке висит портрет кардинала Ламбертини,
будущего папы Бенедикта XIV. Вот такой:


У меня один вопрос: вот этот носатый мужик с занавеской - он что делает на парадном портрете? Я честно пытался гуглить. Нашел несколько описаний портрета разной степени подробности. Узнал, что автор портрета - Джузеппе Креспи (1665 - 1747), по прозвищу Ло Спаньоло. Портрет он написал в 1740 году, чтобы повесить в Болонской семинарии, когда Просперо Ламбертини был еще кардиналом. Сделавшись Папой, Ламбертини приказал перевезти портрет в Ватикан, пририсовать папские регалии и вообще сделать вид посолиднее. Про мужика с занавеской не упоминает никто! А между тем, сохранился ранний, уменьшенный вариант портрета - и на нем тоже мужик с занавеской, и про него тоже ни на одном сайте ни слова нет. Я что, один его вижу?

Отличный сюжет для автора типа Переса-Реверте или, не дай Бог, Дэна Брауна.

что именно - отличный сюжет?

Описанное в посте. Неизвестный на портрете, отсутствие его упоминаний в описании и т.д. Очередная тайна Ватикана.

м-м... ну, м-может быть...

Лучше бы, конечно, в роман типа Маятника Фуко, но Брауны чаще встречаются и плодовитее.

и профиль совершенно мейерхольдовский.
но ни слова про сфероиды!
ну или там есаула лихого.

или мефистофельский.

"И Воланд такой молодой..." :)

секлетарь. по-нашему - келейник.

А отчего он не упоминается в описаниях?

дает простор толкованиям.
вообще, да, интересно.

...не помню, как звали того дядечку при ришелье, с которого и пошло понятие "серый кардинал". этот, вероятно, такой же. раз так споро с занавесками управляется.

Но может для специалистов и нет тайны. Может появится кто в комментариях, развеет богемиковщину.

Отец Жозеф. :)

верно, спасибо, я тут как раз и вспомнил.


По-моему, вопрос (и ответы) несколько "мимо".
Думаю, что тогда было одной из составляющих частей жанра - рисовать людей (прислугу итп.) "на фоне".
Без особых причин рисовали, без особых причин не упоминали.
Подобно тому, как если на современном портрете рядом с изображённым человеком будет, например, кактус, то, скорее всего никто не станет задаваться вопросами: Почему здесь кактус? Почему его не упоминают в описаниях??

А вообще, знаете юзера shakko-kitsune? Спросите её, она, кажется, в подобных вещах хорошо "сечёт".

Дело в том, что я за последние дни видел ненулевое количество парадных кардинальских и папских портретов. Никакой прислуги на них обычно нет. Это женщину могли изобразить с каким-нибудь мавританским пажом, и то обычно в описании так и сказано: портрет княгини такой-то с пажом-арапом. Просто для уточнения. А здесь мало того, что этого носатого изобразили - он еще и в какой-то странной позе, словно гардины развешивает прямо за спиной кардинала.

Но действительно ли это "парадный" портрет?..

(вглядясь): да, там явно аллегорическое что-то. тиара (!!) на столе и таинственные тюки за пресловутой гардиной.

Это аргумент за то, что портрет парадный, или наоборот? :)

что наоборот, натурально.

Угу.
Я не заметил "таинственных тюков" (эээ... я и сейчас не уверен, что вижу их :) ) и прочих признаков аллегоричности, но, по-моему, это и так довольно сильно непохоже на "парадный портрет".

а что за отдергиваемой занавеской?
а почему папская тиара оказалась перед кардиналом? какая-то не очень реалистическая деталь.
да уж, не очень.

это книги

это тип парадного портрета "с секретарем".
иногда их употребляли вместо херувима или негра
https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Portraits_with_secretary
чтобы подчеркнуть умственный труд модели
вон даже веласкесовский иннокентий Х есть с дописанным секретарем

(Screened comment)
потому что уже барокко, тупо стоять не модно, нужна динамика.

Спасибо за ответ.
Хотя мне кажется, что "секретари" на таких картинах обычно делают что-то больше связанное с интеллектуальной деятельностью: бумаги подают, например.
Но там же есть и параллельная категория, https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Portraits_with_servants , и задёргивать занавеску - вполне стандартная роль servant'а.
Более того, там есть и другая версия этой картины:



и там-таки хорошо видно, что за занавеской книги. ОК, тогда, м.б., и секретарь :)

Edited at 2017-02-24 01:28 pm (UTC)

ну обе категории собирала я, так что это не шибко аргумент)
они в принципе похожи.
вообще занавеси обычно ангелочки одергивают.

Может, это сам художник? В принципе, за многими портретистами такое водилось - тот же Ян ван Эйк на заднем плане в "Мадонне канцлера Ролена".

Может быть, это портной, который готовится пошить папскую накидку иэ этой "занавески"?
Написан здесь, вкупе с тиарой, чтобы обозначить неминучесть будущей судьбы кардинала?

Edited at 2017-02-23 10:37 pm (UTC)

В описании к первому уменьшенному варианту портрета мужик упоминается: http://www.museibologna.it/arteantica/percorsi/53088/id/51922/oggetto/43394/

Пишут, что просто слуга.

В целом такое ощущение от портрета, что заказчик хотел, чтобы показали, какой он энергичный человек. Только занял пост (на картине - только занял кабинет), а уже все работают, а он распоряжается.

Мне кажется, он в процессе инвентаризации. Мужик отдергивает завесу с каких-то полок, где стоит то, что будет записано в Книгу. Аллегорию сам придумай...

У вас дофига постов которые мне очень нравятся. Вот этот к примеру.
Вообще, этот слуга оттеняет героя -- Просперо Ламбертини весь такой белокожий, нарядный в своем красном, и туфля у него красная, а этот несчастный слуга и смуглый и брюнет и носатый и туфля у него черная.

того же автора



более значительная загадка: кто это обмочил стену?

А в чем загадка?

Кто это?

стаффаж
любой практически обитатель города мужского пола

...и почему на него кот ругается?

Кот метит свою территорию. Теперь всё заново начинать.

Да, любопытно )))

Я думаю, что это не совсем портрет с секретарём, вряд ли в обязанности секретаря входит менять скатерти на столах, занавески на окнах и пр. Я думаю, что человек на портрете меняет фон, не знаю, что это там было, - но именно то, что он там вешает или снимает - важно, и это означает какую-то перемену в жизни кардинала, перемену в его статусе.

Портрет написан в том же году, в котором его избрали папой, 1740.
Его предшественник умер уже в феврале, избрание произошло несколькими месяцами позднее, конклав затянулся на полгода, по всей видимости должность была вакантна уже во время написания портрета.
То есть портрет, показывая изменение фона, предсказывал перемену в жизни- избрание папой.

Хм.. Неужели я угадала? :-)))))))))))))))))

Похоже, что таки да.

?

Log in

No account? Create an account