Вещи, о которых мало кто имеет верное представление

Seminarist
Виталий Е. Ермолин, студент холодных вод seminarist
Previous Entry Share Next Entry
Полифем, увидя Одиссея с товарищами, говорит ему:
"Странники, кто вы? Откуда пришли водяною дорогой?
Дело ль какое у вас? Иль без дела скитаетесь всюду
Взад и вперед по морям, как добычники вольные, мчася,
Жизнью играя своей и беды приключая народам?"

Он их, конечно, первый раз видит и вообще сукин сын, но ведь он совершенно прав: именно этим они и занимаются. Непосредственно перед этим они разграбили город каких-то киконов, попавшийся по дороге.

Кстати, забавно, что основная претензия героев к Полифему - не собственно людоедство, а нарушение законов гостеприимства. Если бы он отлавливал и ел их, скажем, в лесу - был бы, вероятно, в своем праве.

Вообще этикет гостеприимства у Гомера интересно устроен. Одиссей приходит к царю Алкиною. Тот его с почетом принимает, устраивает в его честь пиры и спортивные состязания, наделяет богатыми дарами, приказывает своим подданным отвезти его на родину, где бы она не находилась - и только через несколько дней, после многословных извинений и церемоний, находит возможным спросить гостя, кто он, собственно, такой и как его зовут. Видимо, это считалось невежливым. Даже некультурный Полифем спрашивает у Одиссея имя только на второй день.

Насколько я помню, Иван-Царевич или Иван-Дурак довольно резко напомнил Бабе-Яге именно об этом правиле гостеприимства. "Ты, старая ведьма, меня сперва напои-накорми, баньку истопи да спать уложи, а после спрашивай".

спать уложи, а после спрашивай

Он точно дурак. Таким способом можно, как утверждается, выпытать то, что бодрствующий не расскажет (если верить Владимиру Леви, конечно).

:-)

Так вроде ему от Бабы-Яги и скрывать нечего. Напротив того, рассказав ей наутро о своих задачах, он от нее получает полезные наставления, имена и явки и средства выполнения задания.

Вся история Лоэнгрина у Вагнера построена на том, что он поставил условие не спрашивать его имя, а спасенная им девушка долго не продержалась, спросила-таки. Тут все и кончилось.

Это все следы какого-то другого, более серьезного отношения к имени. Знание имени дает власть. Отсюда все эти мифы про "тайное имя", которое нельзя, но непременно надо узнать. И представление о познании как о наречении: я назвал собаку собакой, это почти магический акт обретения власти над ней. Ну и самое колоритное - история борьбы Иакова с ангелом...

Кстати, нет ли признаков табуированности вопроса об имени в сохранившихся в некоторых языках формулах-обиняках "Как тебя зовут?", "Comment t'appelles-tu?" в отличие от "What's your name?"

Никогда не задумывался, интересно. Да, наверное, всякое непрямое высказывание может быть следом табу. Тотемные племенные животные тоже не упоминались по имени: описательное "медведь" вместо прямого "бер" (берлога).

(no subject) - seminarist, 2016-12-13 11:34 pm (UTC)(Expand)
(no subject) - diejacobsleiter, 2016-12-13 11:39 pm (UTC)(Expand)
(no subject) - seminarist, 2016-12-13 11:44 pm (UTC)(Expand)
(no subject) - diejacobsleiter, 2016-12-13 11:55 pm (UTC)(Expand)
(no subject) - seminarist, 2016-12-14 12:06 am (UTC)(Expand)
(no subject) - diejacobsleiter, 2016-12-14 12:25 am (UTC)(Expand)
(no subject) - diejacobsleiter, 2016-12-14 12:27 am (UTC)(Expand)
(no subject) - diejacobsleiter, 2016-12-14 12:05 am (UTC)(Expand)
(no subject) - trurle, 2016-12-13 11:46 pm (UTC)(Expand)
(no subject) - seminarist, 2016-12-13 11:47 pm (UTC)(Expand)
(no subject) - trurle, 2016-12-13 11:52 pm (UTC)(Expand)
(no subject) - gleb, 2016-12-14 04:20 pm (UTC)(Expand)
(no subject) - cema, 2016-12-14 01:27 am (UTC)(Expand)
(no subject) - alon_68, 2016-12-14 05:53 am (UTC)(Expand)
(no subject) - ermenegilda, 2016-12-14 04:32 am (UTC)(Expand)
Британские школьники были в пятидесятых замечены в играх, основанных на табуированности имен. Напр. диалог:
-What's your name?
-Same as my father's.
-And what is your father's name?
-Same as mine.


Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым...

Строго говоря, здесь не сказано ничего, кроме очевидного факта: имена животным придумывает человек. Ну да, а кто же еще? Позволительно ли вчитывать сюда сакральное, магическое значение имени? Не знаю.

(no subject) - diejacobsleiter, 2016-12-13 11:43 pm (UTC)(Expand)
То, что Одиссей скрывает имя, называя себя oudeis "Никто" - явный элемент магии. Иначе невозможно защититься от чудовища, только скрыв имя. И дальше очень интересно: спасшись от Полифема, Одиссей в ярости и гордости проговаривается: выкрикивает ослепленному циклопу свое настоящее имя. И тем навлекает на себя страшные беды, а на спутников - гибель.

(no subject) - diejacobsleiter, 2016-12-14 01:46 am (UTC)(Expand)
(no subject) - ermite_17, 2016-12-14 03:47 am (UTC)(Expand)
(no subject) - stas, 2016-12-15 07:02 am (UTC)(Expand)
Ну правильно. Гость доверяет тебе, давая тебе власть над собой: ты можешь отравить его кушанье, убить его во сне, связать и продать в рабство, мало ли... А если ты знаешь его имя, какое-нибудь данное прежде слово может обязать тебя сделать именно это.

"нарушение законов гостеприимства"

А он их разве к себе приглашал?

А это неважно. Любой человек на чужой земле, не имеющий средств к существованию, должен быть принят хозяином. В расчёте на то, что в будущем нынешний хозяин может оказаться в такой же ситуации, и тогда его кто-то третий примет. Другой-то инфраструктуры не было, только так и спасались.

"Должен быть принят хозяином" все-таки подразумевает, что его просят о постое, а он может и отказать (хотя это будет и бесчестно).

Эти же ребята влезли в чужой дом, взяли, что хотели и остались ждать подарков от хозяина. Некоторое злоупотребление обычаями гостеприимства в этом вижу я))) Ну нарвались на такого же беспредельщика, да еще и с крутым папой.

(no subject) - alon_68, 2016-12-14 09:45 am (UTC)(Expand)
(no subject) - stas, 2016-12-15 07:06 am (UTC)(Expand)
(no subject) - figutti, 2016-12-15 01:23 pm (UTC)(Expand)
(no subject) - stas, 2016-12-15 05:54 pm (UTC)(Expand)
(no subject) - figutti, 2016-12-15 06:08 pm (UTC)(Expand)
?

Log in

No account? Create an account