Вещи, о которых мало кто имеет верное представление

Seminarist
Виталий Е. Ермолин, студент холодных вод seminarist
Previous Entry Share Next Entry
О происхождении оперного искусства
Современному человеку иной раз трудно понять, какую пользу или удовольствие находили наши предки, слушая по два - по три часа пение дурно сложенных, а часто и вовсе бессмысленных куплетов под гремящий оркестр. Сейчас опера - развлечение высоколобых, забава праздных классов, вроде конного поло или векзиллологии, смысл ее потерян в веках. Но так было не всегда.

Еще двести лет назад нужда в оперном пении была самая прямая и очевидная. Разгадку нам подскажет само слово "опера". Как известно, ее исполняют в оперном театре (англ. opera theatre, фр. theatre d'opera и т. д.) Здесь "опера" - разговорное сокращение от слова "операция". И поныне в британских больницах операционную комнату называют operating theatre (или просто theatre). Театр - потому, что в старину на операцию в больнице собиралось множество зрителей - как медиков, так и посторонних. Такое же происхождение имеет, например, выражение "анатомический театр".
gross clinic
В "театре" было довольно шумно: поскольку анестезии еще не изобрели, леденящие кровь вопли пациентов разносились далеко вокруг.

Впервые с этой проблемой столкнулись цирюльники средневековья. Как известно, помимо стрижки и бритья, они издавна занимались примитивной хирургией: кровопусканием, вскрытием нарывов, удалением зубов, вправлением сломанных костей, а то и камнесечением. Много веков других хирургов Европа не имела. Так вот, цирюльник обычно практиковал на бойком месте - в палатке или лавке на базарной площади. Стоны и вопли - скверная реклама для бизнеса. Никто не знает, кто и где впервые догадался петь, чтобы заглушать крики боли и ужаса. Но к Новому времени залихватское пение цирюльников вошло в поговорку. В англоязычном мире до сих пор сохранился реликтовый музыкальный жанр - barbershop quartet.

К 17 - 18 веку, в эпоху Просвещения, хирургия давно отделилась от парикмахерского искусства, и, вслед за прочими естественными науками, двигалась вперед семимильными шагами. Хирурги (тогда говорили "операторы") вошли в моду. Лучшие и знаменитейшие из них ездили в каретах цугом и удостаивались орденов и званий. Посмотреть на работу прославленного оператора в "операционном театре" или на "анатомию" известного преступника - в анатомическом сходились уже не одни студенты и подмастерья. Художники и скульпторы, генералы и графы, светские дамы и коронованные особы толпой стояли вокруг операционных и секционных столов по всей Европе.

Тогда-то, в царство барокко, "операционное пение" достигло своего зенита. Это уже не были простодушные сельские или военные песенки в исполнении горластого подмастерья. Хирурги-виртуозы нанимали виртуозов - певцов и музыкантов. Целые хоры и оркестры должны были теперь заглушать вопли какого-нибудь несчастного лудильщика или пекаря, которому великий хирург открамсывал руку или ногу. Для них писали партии лучшие композиторы, для них шились ослепительные костюмы и строились невообразимые декорации. Примерно тогда и возникло сокращение "опера", "оперный театр". Наскучив зрелищем терзаемой плоти в партере, аристократ и его дама из своей ложи могли перевести взгляд на сцену, где какой-нибудь Дафнис волочился за Хлоей. Партером, кстати, называлось в театре то место, где происходила собственно операция.

Как известно, в середине 19 века была изобретена общая анестезия. Внезапно в операционных театрах стало тихо и заглушать стало нечего. Вскоре подоспела и асептика с антисептикой, разогнав любопытных зрителей. Оперное искусство потеряло свой изначальный raison d'etre. К счастью, и хирургия, и опера к тому времени уже прочно стояли на ногах и не нуждались в поддержке друг друга. Хирурги перенесли свою деятельность из барочных и ампирных залов прошлого столетия, великолепных, но пыльных, в чистые и светлые "операционные комнаты". В театрах освободившееся место в партере заняли зрители, правда, им пришлось довольно долго слушать оперу стоя - кресла туда догадались поставить только к концу 19 века.

Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
Спасибо, прочиталъ съ удовольствiемъ.

Есть более простое объяснение: в opera под шумок обделывались различные делишки. Делами их называли для конспирации; когда секрет стал секретом Полишинеля, появилась оперетта.

В этом тексте прекрасно всё

а ведь наверняка кто-нибудь поверит и перепостит. А еще кто-нибудь начнет с пылом опровергать.

Да, отлично.

Замечательно и очень правдоподобно :)

В этой связи важно не забыть величественную фигуру Парацельса. именно он известен тем, что соединил в XVI в. врачебные профессии, которые до него относились к разным цехам: аптекарей, врачей и хирургов. Именно он был тем, кто решительно реформировал оперу: кроме солистов-врачей, с давних времен заглушавших крики больных, добавился хор хирургов и бдбратьев, который производил на публику незабываемое впечатление. Многие стали приходить послушать операции, делились впечатлениями - скажем, удаление зубов было очень, очень популярно в прослушивании, это было нечто вроде Раммштайна XVI в. Дружные речитативы санитаров и колоратурные вопли зубовынимаемых сочетались в гармонии, восхищая толпы опероманов.

вау, прямо в стиле автора)

(no subject) - klvov, 2016-08-29 06:08 pm (UTC)(Expand)
(no subject) - maxnicol, 2016-08-30 05:46 pm (UTC)(Expand)
(no subject) - nedosionist, 2016-08-30 06:52 am (UTC)(Expand)
годно :)))

Я поверила каждому слову.

Да-да. "Севильский цирюльник" - это уже постмодернистское подмигивание.

Заметим также, что во время оперы строго запрещалось танцевать, поскольку цирюльник старался обездвижить пациента. Запрет на танцы в опере распространился и в новейшие времена, несмотря на очевидную абсурдность этого запрета.

В Ирландии, надо полагать, тоже. Но только верхнюю часть обездвиживать нужно было. :)

читаю, разинув рот... блин, и ведь поверила!!!
высший класс!

Кроме абсолютной историчности, этот рассказ также подкупает легким объяснением для неучей из которых как всем известно состоит поголовно вся нынешняя молодежь и того, почему именно оперные певцы и певицы постоянно орут на таких раздражающих высоких нотах с ужасным подвыванием - очевиднейшее воплощение закона дифракции - погасить вопль разрезаемого пациента возможно лучше всего воплем той же частоты и тональности, то есть по сути таким же воплем, как и у болящего, но уже при помощи тренированной луженой глотки и объемной груди./диафрагмы, опирающейся на большое брюхо. Поди попробуй-ка переорать паровозный гудок, да еще и лежа на операционном столе!.
Знаете, а я вот сейчас подумал, что балет это наверное производное от древней профессии операционных сестер, принесите бинтик, подайте зажим, вытрите пот со лба. А особенно отчаянные и волнующие парные партии танцев показывают как прекрасно работают, достигая подлинной синергии, Хирург и его Медсестра, хотя конечно для лоховатой и простоватой публики легендируется это все как "пылкая любовь до смерти" и всякая тому подобная ерунда, иначе балет не продашь - маркетинг и правильное позиционирование, сами понимаете.

Куда конь с копытом, туда и. )))

Вы гений. Но все-таки нельзя настолько виртуозно сделанную этимологию в интернет выпускать. :-)

точно- потому что многие примут на "ура"))

Великолепно!

Красиво. И сразу видно: врач писал, со знанием дела.

Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
?

Log in

No account? Create an account