Вещи, о которых мало кто имеет верное представление

Seminarist
Виталий Е. Ермолин, студент холодных вод seminarist
Previous Entry Share Next Entry
Илья Муромец и Соловей Разбойник
В четвертом классе проходили эту былину - и только что сообразил:

Из того ли-то из города из Мурома,
Из того села да Карачарова,
Выезжал удаленькой дородный добрый молодец,
Он стоял заутреню во Муроме,
А к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град -


это он что же, ночью ехал? А зачем?

Как зачем? Чтобы с утра в Киеве все дела сделать, когда все учреждения откроются! Мы вон тоже из Москвы в Питер ночными поездами ездим и ничего...

Скорее очень ранним утром.

Если это современный Муром, Владимирской области, то он мог ехать и день и ночь, да не одни. Но в былинах, Соловей-Разбойник водился в черниговских лесах, соответственно и тот Муром тоже неподалеку от Киева был.

А где ночь? Утром в Муроме, к обеду - в Киеве.

Имеется в виду, что утреня - часть всенощной, и служится с вечера, а обедня - это Литургия, и служится утром.
Я, правда, не вполне уверен, что так и было в допетровской, скажем, Руси. С одной стороны, если всегда было так - непонятно, почему "обедня"; с другой - Литургия это когда причащают, а до причастия нельзя ни есть, ни пить, и вот это-то почти наверняка было так всегда.

Утреню еще не так давно служили утром :)

Да, вон пишут, что в греческих Церквах ее и сейчас непосредственно перед Литургией служат.

В Москве есть 2-3 места, где утреню периодически служат с утра.

Их тысячи, тысячи!

Я, конечно, знаток почти нулевой, но если утреня не часть всенощной (а всенощные бывают не по всем дням), то она и должна служится утром. Как до СССР в России и делали.

Но тогда, особенно если не сокращать и не частить (и не начинать в 4 утра), основная служба (обедня, месса) заканчивается где-то часам к двум.
Поэтому в советское время ее, достаточно неканонически, часто переносили на вечер, чтобы люди могли в воскресенье (а, тем более, в рабочий день) пораньше освободиться. И от этой практики еще не везде отошли.

Аграфена Ивановна в три часа ночи приходила будить Наташу и большей частью находила ее уже не спящею. Наташа боялась проспать время заутрени. Поспешно умываясь и с смирением одеваясь в самое дурное свое платье и старенькую мантилью, содрогаясь от свежести, Наташа выходила на пустынные улицы, прозрачно освещенные утренней зарей. (Война и мир)

Да, спасибо, я уже посмотрел. Но возможно, это позже сдвинулось, по смыслу же вряд ли назвали бы "утреней" то, что служится вечером. А тут времена не то что допетровские, а скорее домонгольские.

Я всегда думал - чтобы в Киеве за день побольше всего успеть. ну и, может, закладывался на возможные задержки в пути - каковые, как мы знаем, и воспоследовали...

Есть мнение, что утреня в то время, когда сложился текст, совершалась действительно утром, а обедня - когда-нибудь в районе полудня. Или что литературный обработчик не знал современной ему практики РПЦ и ориентировался на названия.

Ну а чего, отстоял заутреню, поел, оседлал коня, часа в три утра выехал, только верхушки светлеть начали, как раз все утро едешь, к обедне в Киеве, нормально.

Кто его пустил в истребитель? Да ещё с конем?

— Такие города приятно грабить рано утром, когда еще не печет солнце. Меньше устаешь.
— Сейчас как раз раннее утро, — заметил Паниковский, льстиво заглядывая в глаза командора.

?

Log in

No account? Create an account