Вещи, о которых мало кто имеет верное представление

Seminarist
Виталий Е. Ермолин, студент холодных вод seminarist
Previous Entry Share Next Entry
Астрология против магии (гуманисты 15 века)
Пико делла Мирандола (1463 - 94) нападал на астрологию. Кажется, можно отнести его к сторонникам просвещения. Но он также защищал магию, считая ее и реальной, и позволительной (...)
Помпонаций (1462 - 1524) - детерминист и приписывал все религии действию космических законов; это относилось и к христианству, которое, как он считал, отживало своё. Можно, если угодно, считать это просвещением. Но думал он так потому, что был астрологом. Его детерминизм - детерминизм гороскопа.
Такое разногласие между астрологом и магом очень удивит тех, кто хочет навязать нашу современную классификацию людям прошлого, ибо для нас магия и астрология одинаково относятся к "суевериям". Но как только мы оставим нашу классификацию (которая с исторической точки зрения несущественна и не относится к делу) и попытаемся увидеть эти два искусства так, как видели их сторонники, всё становится на свои места. Магия и астрология, хотя на практике часто смешивались, имеют противоположное направление. Маг утверждает всемогущество человека; астролог - бессилие.

К. С. Льюис, Английская литература 16 века, введение.

К.С. Льюис утверждает то, что удачно оспаривает К.Г. Юнг, уверявший нас, что незнание скрытых механизмов человеческой психики, на которые в частности указывает астрология, не является свободой, как не является свободой любое невежество.

Свобода понятие неоднозначное.

Edited at 2016-03-31 12:56 pm (UTC)

"свобода это рабство"

Предлагаемая Льиюсом дихотомия ложна, что и не удивительно для пропагандиста каким Льюис являлся.
И астрология, и магия являются плодами невежества, в этом они схожи; и астрология, и магия предполагают что микрокосм подобен макрокосму, поэтому происходящее в макрокосме отражается в микрокосме и наборот; магия считает что некоторые люди обладают возможностями влиять на макрокосм, управляя своим микрокосмом, астрология же считает что расположение звезд влияет на судьбу людей, как обычных так и наделенных магическими способностями.

Т. е. Льюис говорит, что наше отношение к магии и астрологии, как к однородным суевериям, важно для нас, а не для гуманистов эпохи возрождения, для которых это были две разнонаправленные идеологии. Вы же утверждаете, что это однородные суеверия.


для которых это были две разнонаправленные идеологии.

Это утверждение ниоткуда не следует, если не считать желание католического пропагандиста представить себя лучше понимающим ментальную картину времен возрождения по сравнению с его прогрессивисткими оппонентами.

Никакой идеологической разнонаправленности между астрологией и магией не было, это две грани одного и того же мировоззрения. Мы же не говорим что между физиками и микробиологами есть идеологическая разнонаправленность?


Льюис всё-таки всю жизнь изучал эпоху возрождения (в посте цитата из соответствующего тома в "Оксфордской истории английской литературы", который он написал). Должен же он что-то в ней понимать. И католиком он не был.

Астрология против магии (гуманисты 15 века)

User berlong referenced to your post from Астрология против магии (гуманисты 15 века) saying: [...] Оригинал взят у в Астрология против магии (гуманисты 15 века) [...]

?

Log in

No account? Create an account