Вещи, о которых мало кто имеет верное представление

Seminarist
Виталий Е. Ермолин, студент холодных вод seminarist
Previous Entry Share Next Entry
А вот статья менее прекрасная,
заставляющая вспомнить Гоголя:

Что обе дамы наконец решительно убедились в том, что прежде предположили только как одно предположение, в этом ничего нет необыкновенного. Наша братья, народ умный, - как мы называем себя, поступает почти так же, и доказательством служат наши ученые рассуждения. Сперва ученый подъезжает в них необыкновенным подлецом, начинает робко, умеренно, начинает самым смиренным запросом: не оттуда ли? не из того ли угла получила имя такая-то страна? или: не принадлежит ли этот документ к другому, позднейшему времени? или: не нужно ли под этим народом разуметь вот какой народ? Цитует немедленно тех и других древних писателей и чуть только видит какой-нибудь намек или просто показалось ему намеком, уж он получает рысь и бодрится, разговаривает с древними писателями запросто, задает им запросы и сам даже отвечает за них, позабывая вовсе о том, что начал робким предположением; ему уже кажется, что он это видит, что это ясно, - и рассуждение заключено словами: "так это вот как было, так вот какой народ нужно разуметь, так вот с какой точки нужно смотреть на предмет!" Потом во всеуслышанье с кафедры, - и новооткрытая истина пошла гулять по свету, набирая себе последователей и поклонников.

Вот точно так и устроена эта статья. Я не думаю, что существует русский человек со средним образованием, кому при описании Куколки не вспомнился бы Есенин. Но за эту ассоциацию отвечаем мы сами, полученное нами воспитание и образование, а не Есенин и не Аверченко. Надо же понимать, что девяносто с лишним лет назад ассоциации вполне могли быть и другие. Мало ли было в Петербурге поэтов, от которых и имен не осталось? Всё остальное (за исключением, пожалуй, отождествления Мецената с Борисом Башкировым) представляет собой в чистом виде натягивание совы на глобус.

?

Log in

No account? Create an account