Вещи, о которых мало кто имеет верное представление

Seminarist
Виталий Е. Ермолин, студент холодных вод seminarist
Previous Entry Share Next Entry
Однажды нью-йоркская сеть благотворительных столовых для бездомных
попросила пожертвований у концерна "Тойота". Концерн денег не дал, а предложил вместо денег помочь организовать работу столовых более эффективно, используя фирменные технологии научной организации труда. И действительно, помогли: время ожидания, например, сократилось впятеро.

В одной столовой было пятьдесят мест. Раньше, до "Тойоты", когда все места заполнялись, прочие бездомные выстраивались в очередь на улице. Когда освобождалось десять мест, запускали еще десять человек. И т. д. Среднее время ожидания было полтора часа.

Эксперт по эффективности "Тойоты" ввел три реформы. Во-первых, пускать стали не десятками, а по одному. Как только один бездомный, наевшись, уходил, на его место пускали следующего. Во-вторых, отгородили ожидальню в помещении столовой, а не на улице. В-третьих, один из сотрудников столовой теперь занимался только тем, что следил, когда освобождаются места, и вызывал следующего едока. Время ожидания сократилось до 18 минут.

В этом нет ничего удивительного. Удивительно, что если бы спросили не японского эксперта по НОТ, а среднего человека с улицы, он, вероятно, сказал бы то же самое. Какого лешего - сказал бы такой человек - у вас едоки ждут, пока освободится десять мест? Отчего не пять и не восемнадцать? Для чего вы заставляете людей ждать под дождем на улице, когда можно в тепле? И почему, раз вас так заботит скорость обслуживания, у вас никто не следит за освободившимися местами?

Более того. Если бы выбрать не среднего человека с улицы, а любого из тех бездомных, что полтора часа томились в очереди на бесплатный обед, грязного, косноязычного и полубезумного, и спросить его, как бы он хотел улучшить работу столовой - мы, полагаю, получили бы тот же ответ. Но его никто не спрашивал, потому что он не эксперт.

И тем не менее факт, что тойотовский Lean process сам по себе не приходит в голову средним людям. Еще и приходится воевать за него с чистовымытыми людьми с университетским образованием, потому что им это кажется неинтуитивным.

Меня вообще интересует, как эксперт со стороны бывает необходим, чтобы указать на очевидное. Это даже в народных сказках отражено - этот сюжет бытует у многих народов.

Это даже в математических задачках отражено ("а ведь не у всех мудрецов жены верные!").

и в этологии:

"... У галок с агрессивно-завоёванным ранговым положением связана и другая форма «авторитета»: с выразительными движениями индивида высокого ранга, особенно старого самца, члены колонии считаются значительно больше, чем с движениями молодой птицы низкого ранга...Если, например, молодая галка напугана чем-то малозначительным, то остальные птицы, особенно старые, почти не обращают внимания на проявления её страха. Если же подобную тревогу выражает старый самец — все галки, какие только могут это заметить, поспешно взлетают, обращаясь в бегство.

... Шимпанзе, которые известны своей способностью обучаться за счёт прямого подражания, принципиально подражают только собратьям более высокого ранга. Из группы этих обезьян забрали одну, низкого ранга, и научили её доставать бананы из специально сконструированной кормушки с помощью весьма сложных манипуляций. Когда эту обезьяну вместе с её кормушкой вернули в группу, то сородичи более высокого ранга пробовали отнимать у неё честно заработанные бананы, но никому из них не пришло в голову посмотреть, как работает презираемый собрат, и чему-то у него поучиться. Затем, таким же образом работе с этой кормушкой научили шимпанзе наивысшего ранга. Когда его вернули в группу, то остальные наблюдали за ним с живейшим интересом и мгновенно переняли у него новый навык."

Если же подобную тревогу выражает старый самец — все галки, какие только могут это заметить, поспешно взлетают, обращаясь в бегство.

Бегущий полковник в мирное время вызывает смех, а в военное - панику.

вороятно, потому, что для внедрения всех этих сигм требуется некоторое предварительное обустройство окружающего мира.
то есть интуиция подсказывает, что работать не будет

Это точно не байка? Если запускать по 10 человек, то в среднем 5 мест из 50 будет пустыми. 10% прироста скорости неплохо, но никак не в 5 раз. Влияние чувака, который выкидывает засидевшихся гостей кажется и то больше, я даже поверю что и раза в 2.

Судя по всему - не байка. Но обеспечить такой рост только этими двумя факторами - сомнительно. Третий фактор (ожидание в теплом месте) на скорость обслуживания вовсе не влияет, лишь комфортность ожидания. Наверняка не упомянуто множество других деталей, не столь понятных для автора статьи или тяжело объяснимых читателям.

Так не надо каждый раз доходить до двери, высовывать нос на улицу, да ещё отсекать ровно десять желающих.

?

Log in

No account? Create an account