Вещи, о которых мало кто имеет верное представление

Seminarist
Виталий Е. Ермолин, студент холодных вод seminarist
Previous Entry Share Next Entry
Угомон тебя возьми
Лента напомнила детское стихотворение Маршака:

Сон приходит втихомолку,
Пробирается сквозь щелку.
Он для каждого из нас
Сны счастливые припас.

Он показывает сказки,
Да не всем они видны.
Вот закрой покрепче глазки -
И тогда увидишь сны!

А кого унять не может
Младший брат - спокойный сон,
Старший брат в постель уложит -
Тихий, строгий Угомон.

Спи, мой мальчик, не шуми.
Угомон тебя возьми!


Все, конечно, помнят, кто был старший брат Оле Лукойе. И, уж конечно, это помнил Самуил Яковлевич Маршак.

Но ведь куда раньше семьи Лукойе появились близнецы-братья Гипнос и Танатос, и Маршак с ними тоже должен был быть знаком.

Edited at 2014-12-20 01:59 am (UTC)

И то правда, забыл.

Так это они и есть.

Раз в постель уложит, а не в другое место, то, пожалуй, всё не так страшно. Думаю, речь идет о форсировании сна путем манипуляции с эпонимическими артериями.

Знаем мы эту постель, она же ложе и одр.

Все за уши притягиваете...

Угомон был одним из кошмаров моего детства. Приходил и брал, часто и обильно. Еще до того момента, когда я понял, кто он такой.

... Что даже отдыха ради ты отойдешь не к ним,
А к сыну ночи и брату смерти, то есть ко сну...

Это "Спи, спи, спи, спи, Угомон тебя возьми", кажется, и в народных колыбельных не без этого смысла. Фольклор вообще довольно жестокая же штука.

Вроде, наоборот, страшные колыбельные для того, чтобы перехитрить Смерть, если Смерти показать, что ребенок не дорог, ей будет неинтересно его забирать.

Мне кажется, что "наоборот" - это спрямление. То есть такой ход существует - отсюда, скажем, имена вроде "Найден" вовсе не у найденышей. Но, скажем, поговорку "Дай боже скота с приплодцем, а деток с приморцем" на такое же не спишешь.

Думаю, там все же переплетение, а спрямлением мы обязаны фольклористам - во-первых, обеспеченному горожанину просто не вообразить себя в шкуре человека, для которого голодная смерть - это вполне житейская такая возможность, а во-вторых, нельзя же очернять нравственный облик народа.

У горожан такой процент абортов (в том числе, и по экономическим соображениям), что мороз по коже.
Детей с приморцем? Проще сразу в баньку сходить и пижмы попить, чем носить долгие 9 месяцев, мучиться в родах и все зазря.

Простите, тут я вас не понял. Если что, поговорку я не придумал, была такая.

Ну, горожане тоже, бывает, уничтожают лишних детей, в том числе и по экономическим соображениям. Но они их уничтожают быстро. Вот я удивляюсь, почему в деревнях не прибегают сразу к... народным средствам от детей.

Ну, во-первых, я вовсе не имел в виду противопоставления "высоконравственный город - безнравственная деревня". Я только хотел сказать, что записями фольклора мы обязаны людям, которые происходили из среды, где вслух выраженное пожелание смерти детям было совершенно невообразимо. Вдобавок эти же люди часто были склонны народ идеализировать. Поэтому объяснительные ходы в духе "а на самом деле они имеют в виду прямо обратное" очень понятны. Все, больше ничего не хотел сказать.

Насколько в народе было распространено вытравление плода и почему оно не было распространено больше, я рассуждать совершенно не готов: я просто не знаю.

Тильтиль. Добрый день, госпожа Ночь!..
Ночь (оскорблена). Добрый день? Не понимаю, что это значит... Ты должен
был мне сказать: "Доброй ночи.", или уж в крайнем случае: "Добрый вечер"...
Тильтиль (смущен). Извините, сударыня... Я не знал... (Указывает на
младенцев.) Это ваши дети?.. Какие славные!..
Ночь. Да. Вот это - Сон...
Тильтиль. Отчего он такой толстый?..
Ночь. Оттого что он хорошо спит...
Тильтиль. А тот, что кутается?.. Зачем он закрывает лицо?.. Он болен?..
Как его зовут?..
Ночь. Это сестра Сна... Лучше не называть ее имя...
Тильтиль. Почему?..
Ночь. Потому что ее имя неприятно для слуха... Поговорим лучше о
другом...

А шарик вернулся - а он голубой

Всё вместе - про угоманивание пассажиров самолёта, детей по просьбе родителей, шумных учеников на уроке, и вообще целого света, по которому бродит Призрак Угомона - ещё более зловеще. Особенно "а на нитке над собой держит шарик голубой".

Маршак, конечно, знал, но явно нарочно сделал его персонажем другого, чуковского сорта. "Угомон" у него звучит Мойдодыром, а пресловутый голубой шарик "как будто и не шарик, а светящийся фонарик" - что у того комарика.

Edited at 2014-12-24 12:48 pm (UTC)

RE: А шарик вернулся - а он голубой

Да, стараясь замаскировать Угомона, Маршак громоздит все новые подробности, создавая все более противоречивый и нелепый образ: старший брат сна отчего-то усыпляет и птиц в лесу, и пассажиров в самолете (а сон в это время что делает?), он же по совместительству делает суровое внушение ученикам в школе, где спать вовсе неуместно... И только если знать, кто он такой, все станет на свои места. Помните гольбейновские "Пляски смерти"? Видимо, Угомон - это какая-то эпидемическая болезнь, вроде чумы. "Вот уснут матросы в белом морге, смолкнет пар в коробочке стальной..."

?

Log in

No account? Create an account