Вещи, о которых мало кто имеет верное представление

Seminarist
Виталий Е. Ермолин, студент холодных вод seminarist
Previous Entry Share Next Entry
Мартин Чезлвит
Когда у Диккенса Мартин Чезлвит поступает учеником к архитектору Пекснифу, тот в первый же день поручает ему начертить проект грамматической школы, а сам уезжает в Лондон по делам. Проект за неделю выходит так хорош, что Том Пинч, многолетний ассистент Пекснифа, не может им нахвалиться, а сам Пексниф в дальнейшем выдаёт его за свою работу. Но ведь Мартин, как сам говорит, поступил к Пекснифу только потому, что ему надо было куда-то деваться, когда дед выгнал из дому, и смутно чувствовал в себе некую наклонность к архитектуре. Нет никаких указаний, что он когда-то прежде учился хотя бы черчению. Напротив, он говорит, что всю жизнь его воспитывали, как богатого наследника.

Во всех других романах Диккенса, когда герой поступает к кому-то в учение, это требует долгого и прилежного труда. Даже карманником у Феджина стать сразу не получится. Диккенс превосходно знал на собственном опыте, каково это - достигнуть в чем-то мастерства. Проект школы в дальнейшем в романе нужен только для того, чтобы Пексниф, заведомый мошенник, его украл, и никак не помогает развитию сюжета.

И что это было?

Да компьютеров было сложно редактировать тексты, возвращаться и подчищать ставшие ненужными линии?

Да откуда вообще эта бессмысленная линия возникла? Вот он описал, как приехал в дом новый ученик - и тут же это ученик делает превосходный чертеж.

Что учился, указаний нет, но что чертить умел − есть. Из фразы Пекснифа "вы честолюбивы и весьма искусно чертите, так попробуйте...", по-моему, ясно, что Мартин, обратившись по поводу объявления, рассказал о своих не только склонностях, но и уже имеющихся довольно приличных навыках. Можно, конечно, только догадываться, как он их получил, но не вижу причин, почему упрямый и балуемый ребенок не мог получить себе учителей по тому занятию, которое ему по душе. Так что Диккенс, по-моему, нужные объяснения дал.

В английской истории немало случаев, когда за проектирование принимались люди без крупицы архитектурного опыта. Один из самых известных куполов в стране, как и все поместье, Castle Howard, прототип Брайдсхеда (где снимались оба фильма), был построен именно так.

а это вечное убеждение непричастной публики, что архитектором может быть каждый, сразу и с налёту, и единственной квалификацией работы достаточно иметь вкус
а чертить - ну что там чертить, подумаешь ерунда - вон как гувернантку учили барчуков акварельки малевать, так и чертить небось научили, разница невелика.
ну и всякие остальные штуки - умение рассчитать балку, или там знать как делается фундамент, и какие ордера бывают у колонн - это всё вообще баловство, опиши на словах строителю, он тебе всё сделает

думаете, сейчас что-то изменилось?

Edited at 2014-02-25 12:48 pm (UTC)

Имеется в виду, что стенографирование, например, это ремесло, а архитектура - типа творчество. Этот момент в романе должен манифестировать, что герой не просто юный обалдуй, а человек со способностями, и вообще в душе поэт, просто глуповат еще. Иначе в нем мало такого, за что читатель может ему сочувствовать.

Ну а литература - разве не творчество? Что сказал бы Диккенс, если бы кто-нибудь сочинил паренька от сохи, который взял, и написал отличный роман?

?

Log in

No account? Create an account