Вещи, о которых мало кто имеет верное представление

Seminarist
Виталий Е. Ермолин, студент холодных вод seminarist
Previous Entry Share Next Entry
Раб
Характер eleutheros'а (свободного человека - S.), разумеется, противоположен характеру раба. В современном английском языке опасно было бы сказать "рабскому характеру", потому что это породило бы, вероятно, ложный образ. "Раболепным", "сервильным" мы называем, насколько я понимаю, человека униженного, покорного, который пресмыкается и льстит. Что древние видели раба не так, ясно из греческих и римских пьес, а также по контрасту со словами, которые мы сейчас изучаем (в главе идет речь о синонимах слова free - S.). Именно рабыня язвила над Моникой (матерью блаж. Августина - S.) за ее пристрастие к вину, когда бранилась со своей молодой хозяйкой ut fit - "как у них в обычае". Подлинно рабский характер - наглый, хитрый, дошлый, везде поспел, всегда ищет случая и ни за что своего не упустит. Фигаро или миссис Слипслоп (персонаж романа Фильдинга "Джозеф Эндрюс" - S.) неплохо подходят под это описание. У Сэма Уэллера есть необходимый цинизм и реализм - где сядешь, там и слезешь - но он бескорыстен. Отсутствие бескорыстия, недостаток щедрости - клеймо рабской натуры. У типичного раба всегда есть свой интерес. Поэтому несчастный Филоктет у Софокла (строка 1006) говорит предавшему его хитроумному Одиссею: "О ты - ты, которому и на ум не всходил прямой или eleutheron помысел!" Одиссей ничего не делал "без задней мысли".

С. S. Lewis, Studies in Words, 5. 1960

Вот это здорово!

Да, мне вот тоже понравилось.

точно. А рабы в римских комедиях! хитрые, ловкие, циничные.

Вообще интересная была бы тема для монографии: образ раба или слуги в мировой литературе, от Вавилона до Вудхауза.

о, да! Одна Россия сколько принесла бы:
Мамка из "Недоросля"
Савельич из "Капитанской дочки"
Герасим!
Фирс!
Поля из "Рассказа неизвестного человека"
А у Достоевского-то - Видоплясов! Аполлон из "Записок из подполья"! СМЕРДЯКОВ!

потрясающе. Неужели такой нет??

Прекрасно. Как раз сейчас петрония читаю.

Что-то в этом есть.

Власть в России исторически "отеческая", а не "законная". Соответственно и отношение к хозяину у раба сыновнее, покорное. В ней подчас даже больше любви, чем страха.

"ни за что своего не упустит" - явное преувеличение. Как раз наоборот, нам приходится многое упускать, чтоб сохранить шкуру. Просто мы стараемся действовать максимально незаметно до последнего момента, подло и коварно. Поэтому, когда приходится ретироваться с дальних дистанций, никто этого и не замечает (или по крайней мере не связывает эти маневры с истинной целью). Вот и получается, что все знают только про удачные случаи. А так да, очень точно описано

?

Log in

No account? Create an account