Вещи, о которых мало кто имеет верное представление

Seminarist
Виталий Е. Ермолин, студент холодных вод seminarist
Previous Entry Share Next Entry
Обаяние Аверченко
для меня еще и в том, что в ту, как тогда говорили, изломанную эпоху он едва ли не один среди деятелей искусства был нормальный человек. Декаданс окружал его со всех сторон, но на него не действовал - его все эти изгибы, изломы и извивы приводили, скорее, в смешливое настроение, он научился недурно их пародировать (см., например, один из лучших его рассказов на эту тему - "С корнем").

А вчера я просматривал его политические фельетоны, и наткнулся на вот такую веселую, жизнерадостную миниатюру. Метафора прозрачная - граждане, доведенные бессмысленным издевательством государственной машины до полного отупения и безразличия, уподобляются трупам. Ходят покойники по улицам, старательно притворяются живыми, боятся, как бы в них не распознали зомби. Но живой в толпе всего один человек: городовой.

"Это был постовой городовой — единственный, который не напоминал собой унылого трупа.

Он веселился: проходивший парень сдернул с головы торговки платок и надел его на себя — городовой расхохотался; дворник окатил из рукава водой задремавшего извозчика — это страшно развеселило городового. Но смех его звучал одиноко: торговка машинально сдернула с головы парня платок и надела на себя, а парень равнодушно пошел дальше. Обливающий дворник и обливаемый извозчик были каменно-молчаливы и апатичны.

И только гулко и одиноко смеялся городовой.

— Жутко ему, поди, среди покойников, — пожалел его Тихоходов.

— Сторож при морге, — покачал я головой. — Не сладко им. Тихоходов! Зайдем в эту мертвецкую, где кормят.

Мы зашли в ресторан, а потом, когда наступил вечер, поехали в анатомический театр смотреть какой-то фарс, весело разыгранный несколькими разложившимися трупами.

Так теперь и живем. Ничего, пустое."


И пришло мне в голову - а вдруг политика в этом рассказе вторична, а городовой, одиноко хохочущий в толпе мертвецов, словно спятивший Хома Брут - это сам Аверченко?

Вполне.

Про остальное не смею судить, Виталий, но первая Ваша фраза, да и вторая, конечно же, на мой вкус, совершенно верны и сразу запоминаются, спасибо большое.

=он едва ли не один среди деятелей искусства был нормальный человек=

мне кажется, если поискать - отыщется кое-кто покрупнее Тимофеича. Бунин там... Куприн... Ал.Н.Толстой (Заволжье и Хромой барин и День Петра были уже тогда). не говоря уж про всю гроздь "Знания" во главе с будущим/великим пролетарским.


Про Бунина не знаю. По мемуарам у меня от него впечатление тяжелого невротика, но, может, это его революцией так ударило (она и по Аверченко здорово проехалась).
А. Н. Толстой - да. Но он просто как-то мало симпатии вызывает. А так, судя по всему, монументального психического здоровья был человек.
Куприн - помилуйте. Он на всю Россию прославился пьянством. Человек, вынужденный так пить, чтобы сохранять способность адаптироваться к окружающей среде, вряд ли совершенно нормален.

это я говорю "помилуйте".
мы о декадансе, об извивах-и-изломах или о том, кто как пил и пил ли.
или об *акцентуации* -- кто невротик, кто психастеник?
или о симпатиях?

тут как бы ткань интерес представляет, а не закройщик.

И то, и то, и это. Вот чтобы и не декадент, и не псих, и человек хороший - крайне мало.

Бунин в "Окаянных днях" (как позже Мандельштам в "Четвертой прозе") - преувеличенно злой и нервный. Но иронию, трезвость ума и вкус он сохраняет, хотя, Вы правы, такой устойчивости и "смешливости", как у Аверченко, у него нет. Возможно, он переносил проехавшуюся революцию тяжелее Аверченко ещё и потому, что был лет на десять старше.

"С корнем" - очень хороший рассказ.

как раз, по-моему, пример извива и излома. а может, и душевной болезни...один он, понимаете ли, нормальный в толпе трупов...и о чём это нам говорит-с? ну ладно, не нам - пусть не нам, а стандартному психотерапевту?

натужный он какой-то, ваш любимец.

рассказ напомнил отредактированный в правильную сторону вариант Циников Мариенгофа:)

"С корнем" классный, только разоблачение в конце не оч. понравилось. Но очень напомнил мой любимый рассказ Тэффи "Демоническая женщина". Смешной: http://www.world-art.ru/lyric/lyric.php?id=16619

Начнет закусывать простая женщина, скажет:
- Марья Николаевна, будьте добры, кусочек селедки. Люблю лук.
Демоническая широко раскроет глаза и, глядя в пространство, завопит:
- Селедка? Да, да, дайте мне селедки, я хочу есть селедку, я хочу, я
хочу. Это лук? Да, да, дайте мне луку, дайте мне много всего, всего,
селедки, луку, я хочу есть, я хочу пошлости, скорее... больше... больше,
смотрите все... я ем селедку!

Это напомнило мне мою любимую цитату из Бунина:
http://nu57.livejournal.com/36023.html

?

Log in

No account? Create an account